Публикации
Морской катер должен быть всепогодным с большим запасом хода, быстроходным, маневренным и безопасным. Морская яхта – выделяться изяществом, комфортабельностью и мореходностью. Соответствующие всем этим качествам воплотили в себе финские катера и яхты знаменитого бренда Nord Star Patrol.
Несмотря на решительный размерный скачок (не всего лишь два-три фута, как прежде), и мимолетного взгляда достаточно, чтобы понять: да, перед нами Nord Star. Но даже если бы владелец и главный конструктор Linex-Boat Олли Линдквист попросту отмасштабировал электронные чертежи его 40-футового предшественника чем-нибудь вроде функции zoom (что, естественно, совсем не так), лодка все равно не стала бы «просто большим Nord Star». Да, внешность долгожданной новинки более чем узнаваема, но увеличение размерных показателей, а тем более такое существенное, неизбежно повлекло за собой выход на принципиально новый качественный уровень.
Идеей нового флагмана, решительно превосходящего размерами существующий Nord Star 40, владелец и главный конструктор финской верфи Linex-Boat Олли Линдквист поделился с нами еще несколько лет назад, а в 2014 году даже представил первые эскизы будущей модели на выставке Vene/Bat в Хельсинки. С тех пор, несмотря на наши довольно частые встречи, Олли и словом о ней не обмолвился, однако, как теперь выяснилось, работа по воплощению идеи в жизнь шла полным ходом, и в начале октября мы получили известие, что самый большой Nord Star благополучно спущен на воду.
С каждым годом знакомства верфь Linex-Boat все больше напоминает мне завзятого трудоголика, который хоть и уходит с работы чуть ли не за полночь, но еще до рассвета снова на рабочем месте. Не знаю, как там со сверхурочными (по финскому трудовому законодательству с этим делом вроде не особо разгуляешься), но в сезонном выражении, когда в роли ночи выступает разделяющая навигации северная зима, все происходит именно так.
Похоже, тесты по зимнему времени становятся для «Капитан-Клуба» и финской верфи Linex-Boat доброй традицией. Вновь минусовая температура с мокрым снегом, вновь на воде никого, кроме нас, и вновь, как и в прошлом году, основная интрига — в силовой установке. Впрочем, новинкой на сей раз оказалась и сама по себе модель с индексом «30», информации о которой на тот момент не имелось даже на сайте верфи.
Наблюдая в течении нескольких лет развитие модели Nord Star 37 Patrol, можно отметить безусловную положительную во всех смыслах динамику процессов.
Модель Nord Star 37 Patrol появилась в линейке финской компании Linex Boats в 2010 году. Спустя два года верфь запустила в серию тот же корпус с флайбриджем, а этим летом на тесты журналистам была предложена версия, в которой на Nord Star 37 Patrol Fly реализованы новые интересные инженерные и дизайнерские идеи. Компоновочные новации: Главные конструктивные изменения, которые внедрены на этой модели, это изменение конфигурации флайбриджаи установка опускающейся кормовой платформы. Второе для меня оказалось совершенным сюрпризом: не увидел бы сам - не поверил. А вам попадалась на лодках длиной 12 м платформа на пантографах и с гидроприводом, такая, как больших яхтах? Вот и я не припомню. Кто решил применить недешевую опцию на относительно некрупном судне - не ведаю, однако удобство такой платформы налицо: нет необходимости напрягаться, как происходит, когда затаскиваешь аквабайк или тендер на поднятую над водой интегрированную платформу. Немалое удобство и для купания, а когда чуть опустишь платформу, чтобы она от шла от транца, и ляжешь на нее, то можно если не обслуживать колонки, то хотя бы осмотреть их. На флайбридже вместо длинного углового дивана со столом вдоль правого борта теперь стоят стол и двухместный диван — оба перпендикулярно диаметральной плоскости и лежанка.
Яхтенная мода и пожелания потребителей все чаще подвигают судостроителей к созданию флайбриджных версий уже существующих моделей. В отличие от обратного процесса, это ставит перед конструкторами куда более сложную задачу: приходится принимать в расчет множество факторов, начиная от прочности надстройки и заканчивая таким наиважнейшим показателем, как остойчивость. Публика обычно исходит из принципа «чем больше, тем лучше». Финская верфь Linex-Boat, недавно дополнившая флайбриджем свою популярную модель Nord Star 37 Patrol, предпочла оперировать не количественными, а качественными показателями.
Флайбриджи моторных яхт часто вызывают у меня ассоциации с головными уборами: этот похож на бейсболку, тот на полотняную кепочку, которую носят в основном пенсионеры... В случаеже с лодками «профессионального» облика первым делом приходит на ум такой главный атрибут бравого моряка, как фуражка. Вообще-то размеры ее определены уставом, но не секрет, что отдельные военно-морские щеголи, имеющие собственные представления о прекрасном, предпочитают фасон, в народе именуемый «аэродром». И тоже не великая тайна, что чаще всего в таком головном уборе диаметром с тележное колесо красуются в основном «береговые» тыловики — на быстром ходу боевого корабля под напором встречного ветра подобное сооружение первым делом улетит с открытого мостика заборт, а то и утащит за собой своего обладателя.
С руководителем финской верфи Linex-Boat Олли Линдквистом мы некогда впервые встретились в довольно формальной обстановке, в одном из павильонов бот-шоу Vene/Bat в Хельсинки. Оба были в костюмах, при галстуках, а беседу поддерживали в основном дипломатически-светскую, как и положено на таких мероприятиях. Положение обязывает, однако Олли относится к числу тех людей, которые ставят практическую сторону жизни куда выше светских условностей.
Вообще-то обычно все происходит в обратном порядке, по крайней мере, в Европе. Большинство лодок, основные размерения которых предоставляли возможность выбора силовой установки, появлялись первым делом в версии с подвесными моторами и лишь потом обзаводились «стационарами». Однако рынок диктует свои законы, порой ставя отработанные десятилетиями нормы с ног на голову. Наш же случай и вовсе уникален - на лодках Nord Star Patrol финской верфи Linex-Boat Oyподвесников отродясь не видали. Что же это? Шаг назад? Или же, наоборот, — в будущее?
В течение прошедшего сезона наблюдалась совершенно четкая тенденция: исповедуемый европейцами культ дизеля все активнее сдавал свои позиции. Об этом не раз приходилось слышать и от судостроителей, и от лодочных дилеров, а в качестве документального подтверждения можно привести многочисленные перечни engineoptions, в которых, наряду с привычными дизелями VolvoPenta, стали все чаще появляться бензиновые MerCruiser особенно применительно к лодкам 25 – 35 футов длиной. Всплеск интереса к подвесным моторам примерно из той же оперы.В принципе, это тема отдельного обзора, но среди возможных причин этого явления наверняка стоит упомянуть динамику мировых цен на топливо. С точки зрения простого человека это необъяснимый феномен, но изначально более дешевая солярка стала вплотную подбираться по цене к высокооктановому бензину (у нас они и вовсе давно сравнялись), что делает чаяния «отбить» затраты на более дорогой дизельный двигатель за счет его большей экономичности и гуманной цены на топливо и вовсе призрачными.
Особенной можно считать почти каждую лодку. Важно только правильно определить характер и оценить практическое значение ее особенностей. Специфические черты лодок распределяются по трем категориям. Первое — то, что предопределяет их принадлежность к тому или иному типу. Второе - штрихи, характерные именно для этого бренда. Третье - свойственные только этой модели детали и нюансы. Уверен: системность такого подхода позволит нам с вами лучше разглядеть и понять Nord Star 34 Patrol - совсем не простую лодку.
Тип лодок, к которому Nord Star 34 Patrol принадлежит, называют по-разному, но «морские внедорожники» звучит в их адрес особенно часто. Для них характерны высокий борт с развалом в носу; островная высокая надстройка; обратный наклон лобового стекла и приличная площадь остекления рубки с бортов и кормы. Важная деталь — сдвижные двери с бортов, позволяющие быстро выйти на палубу при необходимости. Еще надо назвать носовой и кормовой кокпиты, существенно расширяющие возможности лодок этого типа. Все перечисленное есть у 34 Patrol и делает эту лодку характерным представителем уже давно популярного в Европе и за океаном семейства. Но остальные качества ей даровали именно «гены» бренда Nord Star. Здесь можно отметить острые линии внешнего дизайна; дверь в стеклянной кормовой переборке рубки (другие лодки обходятся бортовыми дверями); разрыв высокого рейлинга в районе двери (удобно заходить на борт); бушпритную площадку с якорем; мощную таргу под антенны и огни; обойму кранцев за транцем. Вообще снаружи стеклопластиковая лодка изобилует металлом, но он исключительно функционален, как рейлинг и повсеместно стоящие поручни: на рубке в кокпите, вдоль крыши по борту, на двери и пр. Ну а остальные особенности свойственны, пожалуй, именно этой модели.
Когда в переплетениях финских шхер вдруг видишь характерный силуэт высокой рубки со скошенными назад ветровыми стеклами, рука сама собой тянется к рукояткам дросселей: а вдруг прохлопал знак ограничения скорости? Представители власти церемониться не будут —тут с этим строго. Но когда грозная на вид посудина проносится мимо, даже не сбросив газпри пересечении твоей кильватерной волны, обнаруживаешь, что на борту — мирная семейная пара с детишками, и глава семейства салютует тебе из-за штурвала приветливо поднятой рукой.
Те, кто рассуждает о моде на «профессиональный» стиль, не совсем правы. Мода модой, но пожалуй, популярность судов такого типа продиктована куда более практическими соображениями. Если «любители» могут в случае чего и переждать на берегу, то профессионалы — хочется им того или нет — должны выйти в море в любую погоду (чаще всего, именно в плохую). Причем не только выйти и благополучно вернуться обратно, но еще и выполнить в этих непростых условиях определенную работу: спасти терпящих бедствие, перехватить нарушителя, вернуть на место сорванный штормом навигационный знак... На решение именно таких задач и нацелены обводы корпуса, планировочные решения и целый ряд значимых деталей профессиональных лодок, концепция которых складывалась на протяжении многих десятилетий — на основе не столько инженерных расчетов, сколько сугубо практического опыта. Положа руку на сердце, кто из «обычных» судовладельцев откажется от высочайшей надежности и безопасности, присущей «профессионалам»? Однако потребительские требования, первымиз которых является достойный уровень комфорта, не всегда хорошо сочетаются с устоявшейся утилитарной концепцией таких судов, поэтому создателям моторных яхт, взявших за основу, например, патрульный катер, приходится идти на определенный компромисс, при котором неизбежно что-то теряешь с той или иной «полярной» стороны. Но в случае с новым NordStar 34 Patrol, на мой взгляд, конструкторам финской верфи Linex-Boat удалось свести «компромиссные потери» к минимуму. Получилось даже наоборот — решить основную из «яхтенных» задач помогла сама «профессиональная» концепция!
Поначалу при виде нового Nord Star 34 Patrol, торжественно предъявленного публике на выставке Vene Bat в Хельсинкив феврале 2013, приходят в голову рисунки из детских журналов из серии «Найди десять отличий». Это я к тому, что в прошлом номере нашего журнала рассказал читателям о лодке Nord Star 37, причем довольно подробно, и со стороны новинка действительно очень напоминает свою «старшую сестру». Но зато внутри...
И впрямь, со стороны фамильная принадлежность новинки никаких сомнений не вызывает: все те же агрессивность, скорость, напор и какая-то легкая ухмылка во всем облике. Наверное, по отношению к другим яхтам. Ну что, шторма испугались?. Название «Patrol» с внешним видом лодки по-прежнему в полной гармонии. Однако если первые лодки верфи LinexBoat не только экстерьером, но интерьерами больше по-ходили на патрульные катера (а по сути имии являлись), то во внутреннем убранстве 34-го на это не осталось и намека. Поднимаюсь на борт с широченной кормовой платформы. Первое, что бросается в глаза, это полностью стеклянная переборка надстройки. Сдвижной дверью оказалась только ее правая треть. Перевожу взгляд влево и чуть ниже и вижу за огромным, чуть не витринным стеклом… кормовую каюту! Вотэто номер!Обычно на лодках такого размера втораякаюта, втиснутая под палубу, совершенносправедливо именуется «кроличьей норой»,но на Nord Star 34 назвать ее так даже языкне поворачивается. Море света из-за «витрины» (плюс еще двух пар бортовых иллюминаторов), в кормовой части можно спокойно встать во весь рост… Да и в подпалубнойчасти «воздуха» над головой тоже хватает.Раскинулась она во всю ширину корпуса,что позволило вместить сюда не пару узеньких коечек, а нормальную двуспальнуюкровать, отделенную широким проходом от«однушки».
Поздней осенью в Санкт-Петербурге на воде можно увидеть только портовые буксиры да лоцманские катера. И хотя из-за довольно теплых зим крупного льда на Неве может не быть и до января, никакому частному владельцу — если он, конечно, в здравом уме — не придет в голову кататься на яхте в это время года. В соседней Финляндии в это время и даже ближе к Новому году можно наблюдать совсем иную картину.
Конечно, активность на воде по сравнению с летним периодом значительно меньше, но те, кто бывал в Суоми, видели, сколько домов расположено на островах. Очень часто это не дачи, а дома, в которых живут круглый год. Зачастую попасть туда с воды гораздо быстрее,чем в объезд по дороге, через множество паромных переправ. И даже зимой в финских шхерах можно увидеть крупныекатера с мощными рубками, снующие от острова к острову.
Доводилось видеть, как такой катер перемещался по воде, представляя собой огромный сугроб. Владелец, видимо, настолько спешил, что не удосужился даже очистить снег со своей лодки. В силу такой географии в Финляндии строят особый вид лодок, который представляет собой мощный, очень мореходный корпус с килеватыми обводами «глубокое V», увенчанный крупной квадратной рубкой-салоном с обратным наклоном лобовых стекол. Такие лодки, на первый взгляд, абсолютно лишены стремительности, легкости иизящества, присущих моторным яхтам. В каждой линии здесь лаконичность, утилитарность и целесообразность. Высокий фальшборт надежно защищает вышедшего на палубу человека, высокая рубка обеспечивает прекрасный обзор в любую погоду, и так далее.
И неудивительно. Потому что прототипами этих небольших суденышек являются всепогодные лоцманские и патрульные катера, которыесозданы отнюдь не для развлечений. Этот тип катеров оказался настолько удачным, что финны взяли его за основу при разработке моторных яхт, на мой взгляд, исключительно финских. Трудно представить такие лодки где-нибудь на Сейшелах или в Майами. Хотя... Но об этом немного позже. В этой статье мы обратим внимание на продукцию финской компании LinexBoat — уже хорошо знакомые и узнаваемые в родном отечестве катера и моторные яхты NordStar. Эти замечательные лодки довольно часто попадаются на глаза в Финском заливе, Ладожском озере и других крупных водоемах европейской части России. Во многих изданиях их рекламируют как «морские внедорожники». Это выражение уже стало расхожим. Впечатление об этих лодках как о продукции сугубо утилитарной, лишенной какого-либо изящества, рассыпается в пух и прах, когда видишь их в море. Особенно в плохую погоду. Быстрый и очень плавныйход, великолепная всхожесть на волну. Благодаря ярко выраженному развалу бортов носовой оконечности при ударах о волну стекла рубки и носовая палуба практически не забрызгиваются. Своим великолепным обзором эти суда обязаны еще и обратному наклону. С учетом условий эксплуатации лодок в финских шхерах, узких фарватеров, частых туманов, рано наступающей темноты весной и осенью, хороший обзор становится одним из главных преимуществ этих катеров. Когда такая лодка пролетает мимо тебя на скорости под 40 узлов, она смотрится очень изящно, пожалуй, даже хищно...
Ни одна модель NordStarPatrol не боится штормового моря!!!
Больше двух лет компания RangeMarine представляет на российском рынке продукцию финской верфи LinexBoat. О назначении и особенностях лодок NordStarPatrol рассказывает Максим Марченко, генеральный директор RangeMarine. К какому типу относятся лодки NordStarPatrol, для каких акваторий и кому они предназначены?
Ни одна модель NordStar не боится моря. Это надежные лодки с минимумом ограничений. Основные регионы их «обитания» — Финляндия, Швеция, Норвегия, Гренландия. В таких местах, как, например, Ботнический залив, безветренной погоды почти не бывает и часто штормит. Поэтому во главу угла проекта каждой модели NordStar поставлена мореходность, а строят эти лодки по-скандинавски крепко. На первый взгляд, лодка сугубо утилитарная: на такой либо на рыбалку, либо решать какие-то хозяйственные задачи — никакого праздника. Я долго не мог понять, почему эти лодки популярны во Франции — не только на атлантическом побережье, но и на Средиземноморье. Но, к примеру, Лионский залив — побережье от Марселя на запад — очень ветреные места. Обычные глиссирующие лодки там не ходят — только парусные яхты, либо крупные моторные, либо такие, как NordStar. Наверное, барышню этой лодкой удивить сложно — к ресторану красиво не подъедешь, зато она проста, надежна, легко маневрирует, как большой гидроцикл. Сдача лодки в эксплуатацию занимает ровно столько времени, сколько нужно для снятия транспортировочного чехла и спуска на воду. Ничего не надо доводить, приглашать механиков. Как автомобиль — заправил, завел и поехал.
Иными словами, простота управления и обслуживания?
Простота — не совсем точное слово, скорее дружелюбность. Сложная по устройству, онаинтуитивно доступна для понимания, как iPad — с ним управляются даже дети. На воде она многое прощает: неловкость в управлении и при швартовке, погодные ошибки. Всегда есть запас прочности по скорости, мощности, мореходности. Если прихватит, можно быстро и безопасно уйти по еще спокойной воде или по волнам: форма корпуса, в первую очередь носовых обводов, позволяет лодке форсировать волну, сохраняя скорость и управляемость...
В стремлении привлечь и удержать клиента верфи часто отходят от работы «на склад» и готовы идти на прямое сотрудничество, самым внимательным образом претворяя персональные пожелания даже тогда, когда технологическиевозможности для этого ограничены.
Насколько успешным получается результат такого сотрудничества – вопрос открытый. Далеко не каждый заказчик обладает достаточной компетентностью, которая даст строителю возможность, не нарушая правила «клиент всегда прав», в полном объеме удовлетворить и требованиям судостроительных стандартов, и возможностям верфи. Бывает, что и конструктор, следуя клиентским прихотям, настолько отходит от принципов хорошей практики, что продукт их совместного творчества оказывается малопригодным для реальной эксплуатации и не подлежащим перепродаже. Но нередки и счастливые альянсы интересов, когда опытный в мореплавании и технологически подкованный заказчик четко знает, что хочет получить, а строитель оказывается неспесивым и трудолюбивым – и при полном «непротивлении сторон» рождается судно, которое обретает неповторимые черты, не противореча ни здравому смыслу, ни судостроительному опыту. И мы говорим: родился шедевр конструкторской мысли, невольно и справедливо причисляя к его творцам и самого судовладельца. Катер NordStar 28, демонстрировавшийся еще на февральском Бот- шоу Vene – пример внимательного отношения конструкторов к выявленным трендам спроса. Стоило «обычному»,непрофессиональному потребителюпроявить повышенный интерес к «морским джипам» – под его запросы была подготовлена специальная прогулочная модификация судна с улучшенной обитаемостью и высокими скоростными качествами, получившая индекс «SuperSports». NordStar 28 SuperSports стал одним из заметных явлений на прошедшем Флотинг Шоу, в немалой степени из-за смелогоPR хода компании-строителя LinexOy, вынесшей на корму судна его эффектное название кириллицей «РАКЕТА». С одной стороны, этим обозначилась национальная особенность заказчика (ну какой же русский не любит «заряженной» техники?), с другой – прямой и переносный смысл названия понятен для лингвистически подкованных гостей журналистов.
В Nord Star 37 Fly, интересным образом сочетается удивительная динамика, маленький радиус циркуляции и мягкий ход, избавляющий на высокой скорости от неприятных перегрузок.
В середине июня яхтенная активность в Санкт-Петербурге чувствовалась особенно сильно. В яхт-клубах проходили вечеринки,финишировали регаты, на причалахобживались новые лодки, счастливые владельцы которых при первойвозможности уводили их в море. Словом, жизнь яхтенная кипела и бурлила, благо погода благоволила.Тогда же появилась в городе лодка, которую, с одной стороны, все мы хорошо знаем, а с другой… Такая ее модификация пока существует в единственном экземпляре и посему вызвала особенный интерес. Детальный тест финского «морского внедорожника» Nord Star 37 Patrol мы уже проводили год назад и как раз в это же время (MBY № 4, 2011). Круизер оставил впечатление весьма надежного, крепко сбитого и проворного судна. Но вот судостроители из компании Linex-Boat по просьбе российского дилера внесли в серийный проект ряд дополнений, а главное — пошли на серьезный шаг и «накрыли» лодку флайбриджем, за что мы от себя присвоили ей индекс Fly. Согласитесь, очевидные положительные последствия подобного решения могут сопровождать и отрицательные эффекты — тут все зависит от профессионализма конструкторов и расстановки приоритетов. Разумеется, пропустить такую лодку, да еще и базирующуюся почти рядом с редакцией, мы никак не могли. Чтобы совместить полезное сприятным, решено было отправиться на «прогулку» по Финскому заливу, к кронштадтскому форту Тотлебен, чья история богата интересными сюжетами. Например, во время русско- финской войны артиллерия форта успешно сдерживала наступление армии Маннергейма на Ленинград. Но сегодня перед старинным фортом проходили совершенно иные маневры. С первых минут в море меня порадовали две вещи. Во‑первых, присутствовало волнение, отчего складывались отличные условия для оценки мореходности лодки, а во‑вторых, все мы, включая капитана, были готовы погонять яхту «в хвост и в гриву». Несколько виражей на «разогреве» показали: полуметровая волна для Nord Star 37 Patrol Fly — что слону дробина, как на нее ни заходи. Потом в ход вступила «тяжелая артиллерия» — наша фотолодка длиной 18 метров на полном ходу «копала»в балтийской воде метровую траншею.
Наше информационное пространство перегружено навязчивой рекламой. Но подумаем: что заставляет продавцов «бить по площадям», нахваливая свой товар? Во многом это нерешительность покупателя, не способного внятно, по пунктам изложить, какое судно ему нужно. Доверяясь менеджеру по сбыту, он неминуемо попадает под давление, и альтернатива этому – толькопокупательская компетентность в предмете выбора. Она нарабатывается годами, и потому высокую ценность имеют рассказы опытных судовладельцев, тех, кто мог сказать себе: «Я сделал правильный выбор».
Представители журнала не раз имели возможность убедиться на тест-драйвах, проводимыхкак финской стороной, так и нашими дилерами, насколько высоки ходовые качества скоростных всепогодных катеров серии «NordStar», производимых в небольшом городе Коккола на западном побережье страны. Отработанный за многие годы тип судна с прочным килеватым корпусом, обладающим значительным развалом борта в носовой части, способен уверенно пронзать полутора -двухметровые волны при 15–20 узлах скорости, не зарываясь в них и не сходя с режима глиссирования. Современное оборудование и совершенная тепло и звукоизоляция позволяют совершать длительные переходы в самых неблагоприятных условиях открытого моря. Финские мореходные катера в России присутствуют уже достаточно давно, есть они и на вторичном рынке, но предложений немного (не спешат хозяева расставаться с любимой техникой), следовательно, большинство покупателей, сделав однажды выбор, затем убедились в его правильности и не разочаровались в высоких эксплуатационных качествах «морского джипа». Вот как рассказывает о своем выборе Валерий – молодой, но уже не «зеленый» капитан «NordStarPatrol 28»: «Главной целью при выборе была возможность ходить по Ладоге в любом направлении и в большую часть навигации, вплоть до самых холодов. У нас есть дача в Свирице (поселок в устье р. Свири на восточном берегу озера), хотелось добираться до нее не в автомобиле, толкаясь три с половиной часа в плотном потоке по Мурманскому шоссе, а водой, примерно за то же время. Конечно, катер – в данном случае не конкурент автомобилю по экономичности, но на дороге водитель постоянно в напряжении, а путешествие водой – это для меня отдых изначально, с самого момента выхода. Не говоря уже о том, что мужская часть нашей семьи – просто поклонники водного досуга. У нас с отцом уже есть небольшая лодка, накоплен и достаточный опыт, настал черед добавить себе комфорта и безопасности. Мы рассматривали альтернативы. Оценивали скандинавские катера как наиболее подходящие к нашим северным условиям. Ведь Балтика и по разнообразию волновых условий, и по навигационным сложностям – отличный полигон для судостроителя. При внешней схожести с аналогами, ориентированными на служебное применение, производитель «NordStar» – компания «LinexBoat» строит лодки, отличающиеся по идеологии: более комфортные, уютные, подходящие для семейного отдыха.....
Этот тест известной модели Nord Star 40 Patrol оказался не вполне традиционным. Конечно, «обыск» лодки и все необходимые измерения мы провели, но это не главное. Перед беспристрастным объективом фотокамеры лодка показала, на что она способна.
Подробно рассказывать об устройстве Nord Star 40 Patrol особой нужды нет, но быстро пройти по лодке все же стоит. Описывая эту модель, я буду больше говорить не о том, что с ней можно делать в принципе, но что делают с ней конкретные люди — ее хозяева. Лодкой владеет… ну, скажем, Владимир, человек чрезвычайно скромный, избегающий всякой публичности. У Владимира есть супруга и трое детей (младшему, который тоже участвовал в тесте, три года). Лодку они держат на Ладоге и используют как летнюю резиденцию. И в этом отдыхе, конечно, главное — рыбалка, для которой Nord Star 40 Patrol оказался отлично приспособленным.Хотя Ладога скромно именуется озером (кстати, крупнейшим в Европе!), норов ее известен: погода может быстро измениться, и начнется самый настоящий шторм с волной более трех метров. В таких условиях и проявится выгода от высокого в носовой части борта, приличной килеватости (18,5°), прочного и жесткого стеклопластикового корпуса толщиной до 38 мм с усиленными шпангоутами и стрингерной рамой… Короче говоря, от всей совокупности характеристик, определяющих принадлежность катера к категории «В» (offshore). Вот еще несколько признаков. Во‑первых, свойственный катерам этого типа обратный наклон мощного лобового стекла рубки (как у траулеров). В дождь или шторм, когда стекло заливает, видимость практически не ухудшается. Во‑вторых, сдвижные боковые двери на палубу, практичность которых нет нужды доказывать. В‑третьих, широкие бортовые проходы с достаточно высоким фальшбортом и прочным релингом (диаметр трубы 30 мм), по которым легко пройти из кормы в нос, к солидной бушпритной площадке, удобной для высадки на берег и несущей якорь.
Тест-драйв финского катера в Подмосковье: Nord Star 37 Patrol демонстрирует технику экстремальных маневров.
О катере Nord Star 37 Patrol мы уже однажды писали (см. MBY № 6, 2010), однако есть веский повод сделать это снова. Успешно дебютировав в Европе (заказы на эту модель расписаны на весь 2011 год), лодка, наконец, появилась и в Москве, а мы получили возможность провести полноценный тест-драйв. Итак, в первый день лета мы погрузились в совсем новенький Nord Star 37 Patrol — счетчик показывал всего 19 моточасов. Планы были следующие: по каналу им. Москвы выйти в Клязьминское, а затем в Пестовское водохранилище, протестировать лодку на всех режимах, покрутить «восьмерки» и, конечно, пофотографировать.
От причала в Royal Yacht Club на Водном стадионе отчалили красиво: просто ушли лагом на одном двигателе и носовой подрульке, причем скорость выполнения маневра впечатлила. На лодку обращали внимание. Энергичные линии корпуса и траулерная надстройка с обратным наклоном ветрового стекла для многих выглядят пока непривычными на фоне представителей «гламурного флота», а потому привлекают заинтересованные взгляды. Сначала шли тихим ходом, соблюдая правила движения: здесь дисциплине на воде изрядно способствует расположенная напротив база ГИМС. Вскоре зафиксировали первые показания приборов: на скорости 7 узлов (1000 об/мин) двигатели потребляют меньше 8 л/ч; несложные расчеты показывают, что полных баков (800 л) хватит почти на 900 миль. Кстати, опционально можно поставить танки емкостью 1000 и 1200 л.
Модернизация линейки катеров Nord Star — идеальный пример аккуратного рестайлинга
Брутальные морские «внедорожники», кажется, вовсе не нуждаются в каких-то дизайнерских доработках. Эти лодки узнаешь с первого взгляда: высокие борта; «скуластые», прочные и мореходные корпуса; резкие очертания массивных «островных» надстроек с обратным, как у траулеров, наклоном лобового стекла и бортовыми дверями. Облик таких лодок — далеких потомков рыболовецких судов северных морей — складывался постепенно: мысль проектировщиков шла параллельно с развитием техники. И все же, несмотря на всю свою запредельную функциональность, катера этого типа уже давно не только скромные «рабочие лошадки». Да, многие из них состоят на службе в ряде государств в качестве спасательных, патрульных, пожарных судов, но еще больше их покупают просто для отдыха, что автоматически и весьма серьезно повышает требования к технической эстетике и комфорту.
Умение соответствовать рыночному спросу и не нарушать при этом «классический канон» — работа довольно тонкая, однако она прекрасно получается у финской верфи Linex Boat, производящей катера Nord Star Patrol. Все выпускаемые модели регулярно проходят поэтапное обновление экстерьера, интерьеров и оборудования — почти полный рестайлинг. Последние нововведения можно было наблюдать в феврале на яхтенной выставке в Хельсинки. К этому заметному в Европе событию Linex Boat подготовила серьезное обновление практически всех своих моделей. Но прежде, чем перейти к подробностям, несколько слов о верфи.
Это скоростное, надежное, способное противостоять экстремальным условиям судно – добротный водный « вездеход». Серьезные возможности в красивой обертке.
Можно сколько угодно острить по поводу списка мужских игрушек, но от них никуда не денешься. Мужчины хотят быть героями, ну или хотя бы выглядеть таковыми. На самом деле и то, и другое прекрасно. Потому что без этой черты характера мы до сих пор жили бы в пещерах и питались сырыми мамонтами. В отличие от просто дорогих вещей, которые часто служат инвестицией в статус, настоящая мужская игрушка — покупка всегда иррациональная и глубоко личная. Здесь работают доводы «Мое!», «Хочу!», «Хочу — и все!» Зачем на спидометре автомобиля нарисовано «300 км/ч»? Вы ведь не будете ездить с такой скоростью.
Но сам факт! Возможно, вы никогда не станете штурмовать бездорожье на своем Range Rover, но осознание того, что ваша машина это может… С лодками то же самое. Много ли толку быть владельцем роскошной яхты, если вы не в состоянии выйти в море из-за непогоды? Куда лучше знать, что вашей лодке это по плечу, даже если в шторм или холод вы предпочитаете сидеть дома.
Несомненно, лодки финской верфи Linex Boat покупают в том числе и из этих соображений. Они и выглядят достаточно героически: говоря об этих лодках, нужно напрочь забыть словосочетания «летящие линии», «утонченный профиль» и прочий лексический «фастфуд» из арсенала гламурной журналистики. Гламур еще уместенв марине, а в море он, знаете ли, без надобности. Там вообще может случиться все что угодно, причем в самый неподходящий момент. И тогда вас будет больше волновать вопрос, доберетесь ли вы до берега.”
Отлично сделанная лодка хороша в любом качестве: многофункциональный Nord Star Patrol 37 может стать как удобной яхтой для семейного отдыха, так и серьезным судном для работы в экстремальных условиях.
Финны известны своей педантичностью и собственными традициями судостроения. Яхты и катера родом из этой страны ни с чем спутаешь – слишком сильный отпечаток накладывает на них суровый климат, не самая простая навигация, да и сам финский характер – упёртый до крайности: тут не терпят компромиссов и любят докапываться до мелочей. Так сложился хрестоматийный образ «северной» лодки - надежной, мореходной и для многих – эстетически своеобразной.
В самом деле, изящные линии «средиземноморских» яхт куда более доступны для понимания – тут даже специалистом быть не нужно. Финны же предпочитают лодки траулерного типа, ведущие происхождение от рыболовецких судов – «рабочих лошадок», способных выходить в море день за днем в любую погоду, не требующих регулярного и дорогостоящего техобслуживания.
Внешность их в точности отражает содержание. Если англичане всегда называют яхту «she», то есть «она» (даже если речь идет о катере), то к финским судам уместнее обращаться в противоположном роде – их брутальный вид красноречиво говорит о доминирующей черте мужского характера: «уж если я что решил, то…». В-общем, пока другие скучают у пирса в ожидании хорошей погоды, мы, пожалуй, пойдем в море. Asta la vista, baby!